СТАТЬЯ
Взаимодействие с родителями
как основа успешного сотрудничества семьи и школы

А.И. Веретенникова, учитель истории и обществознания
первой категории, социальный педагог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Перми.

В образовательном процессе огромную роль занимает не только обучение и воспитание новых поколений, но и взаимодействие с их родителями. Дети приходят в школу разными: подготовленными – умеющие писать и читать; впервые увидевшие книжки и тетрадки. Бывают не социализированные мальчики и девочки – те, к в первый раз оказался в детском коллективе. Со всеми нужно работать. Всех необходимо обучить. К каждому важно найти подход и вместе с ним пройти начальную и среднюю школу. А рядом с вами и ребёнком будет проходить этот путь его родитель. И контакт надо выстраивать с момента, как ученик только сел в класс.
Содействие возникновению союза семьи и школы
Родители наших учеников работают в разных сферах и не всегда сталкиваются с инновациями, не учатся дополнительно, не имеют необходимых педагогических навыков и ориентируются на времена советского и постсоветского пространства, когда сами получали образование в школе. Их опыт часто отстаёт от современных требований. Чтобы не возникло недопониманий между учителем и родителем в процессе обучения необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информативным и доступным для родителей. Родители стремятся сами взаимодействовать со школой, и чтобы сотрудничество удалось необходимо вовлекать их в совместную деятельность.
Основными задачами учителей являются содействие возникновению союза семьи и школы, единению семьи, созданию комфортных условий для ребёнка, а также полное систематическое исследование семьи, особенностей воспитания. Учитель должен общаться с родителями независимо от того хочет он того или нет. Так как отсутствие взаимодействия родителя и учителя, недопонимание и несовместимость способов действия взрослых нанесут огромный урон обучению и воспитанию ребенка.
В работе с родителями я руководствуюсь тем, что развитие ребенка зависит от многих факторов. Действия школы и семьи не должны противоречить друг другу. Мы должны действовать вместе в интересах ребёнка, быть заодно, поэтому главным является:
1. Развитие педагогических навыков родителей;
2. Оказание помощи семье в процессе обучения.

При выстраивании взаимодействия с родителями я стараюсь избегать недопонимания. Все мои действия как учителя прозрачны и понятны. Общаясь с родителями в чате или по телефону. Я всегда говорю о позитивных моментах обучения ребёнка: о его успехах и достижениях, даже если они незначительные. Потом при последующем общении и сообщении информации о неуспеваемости или проблемах в поведении, родитель не воспримет специалиста как врага и, скорее всего, будет открыт конструктивному диалогу. В проблемных ситуациях я часто использую в общении с родителями фразу «наша задача помочь ребенку», чтобы он чувствовал заинтересованность и мое участие.
Также я считаю, что необходимо тактично и обоснованно говорить с родителями о исполнении их обязанностей, выступать посредником в процессе обучения ребенка, поощрять и поддерживать участие родителей в дополнительном образовании детей. По необходимости давать консультативную поддержку родителям по проблемам взаимоотношений с ребёнком, привлекать психолога для помощи семье.
Наша задача состоит в том, чтобы выстраивать с родителями уважительные и доверительные взаимоотношения.
А.И. Веретенникова для АНО ЦСП "Точки роста", проект "Дела семейные-2"

© Центр социальных практик "Точки роста"
e-mail: rostochky@gmail.com
Made on
Tilda