Семья и школа


Настоящее испытание на прочность отношений семья для многих семей начинается, когда дети отправляются в школу. Почему? Повышается уровень ответственности и различной нагрузки. Девять или одиннадцать лет учёбы ребёнка всем членам семьи постоянно приходится вписываться в отношения с системой образования и ее представителями. Что значит вписываться? Принимать правила игры, при этом не теряя себя, свои интересы и потребности. Здесь каждый выбирает свою стратегию действий от «пусть идёт как идёт» до «мы сами мир свой создадим». Последняя стратегия предполагает уход на семейное обучение.
Данный кейс поможет родителям и других заинтересованным взрослым облегчить отношения со школой в целом и со своим ребёнком в частности. Возможно, у вас повысится ощущение значимости среднего образования и школы как места, где ребёнок учится жить в обществе и решать свои задачи. За год проекта "Дела семейные - 2. Поддержка для родителей и детей из замещающих семей" наши специалисты подготовили материалы, позволяющие осмыслить и преодолеть важные противоречия, возникающие между семьёй и школой как социальными институтами.
Популярное слово "мотивация"
Слово «мотивация» мы слышим от разных людей в разных ситуациях. Этому учат, за это болеют и переживают. Все хотят уметь мотивировать других. Для понимания сути и более эффективного осмысления материалов, предлагаем определиться в нескольких моментах.
  • Мотивация – это динамический процесс, который управляет поведением человека, влияет на его направленность, организованность, устойчивость и активность. То есть мотивация движет действиями человека для достижения неких целей и задач.
  • Мотивировать – побудить к действию. А для этого нужно подобрать убеждающие средства доступные для понимания тем, кого стремимся мотивировать, интересные ему, значимые для него. То есть тот, кто стремится мотивировать других, должен многое о них знать, понимать, уметь влиять на чужое поведение.

Мы считаем, что основанием для мотивирования должен быть субъектный подход к ребёнку. Что это значит? Принимать ребенка как самостоятельного человека со своими, взглядами, с персональным принятием и непринятием чего-то, с отливными от вас вкусами и отношением к людям, явлениям, событиям. Позволять ребенку быть собой, развиваться как индивидуальность, не бояться его отличий от вас. Как и в чем проявляется такой подход, мы продемонстрируем в наших материалах.
О том, как создавать у ребенка мотивацию к учебе размышляет психолог проекта Ульяна Абашева: В видеоматериале предлагаются вопросы, позволяющие найти подход к активизации познавательных процессов у детей подросткового возраста. Ульяна рассматривает разные стратегии включения у детей мотивации к учёбе.

В наборе карточек «Формирование учебной мотивации у детей разных возрастов» Алёной Веретенниковой (Социальный педагог МАОУ «СОШ 24») поможет, если вдруг возникнут проблемы с учёбой.
Ребёнок не хочет делать домашние задания? Долго «раскачивается», чтобы сесть за уроки? Боится, как огня, плохих оценок? Родители переживают, нервничают, не знают, что предпринять.
Здесь рекомендации о том, как помочь ребёнку настроиться на успешную учёбу.
Умение формулировать цели и задачи – один из важных шагов в формировании мотивации. О том, как появляются цели, на что можно опираться для их формирования и формулирования. Мечты, планы, жизненные необходимости, поиск новых возможностей для образования, развития, перемен в жизни – всё это основание для формулирования или корректировки своих целей. Умеют ли это дети? Не даются такие навыки при рождении. Не каждый взрослый умеет ставить цели и понимать свои задачи. Но задача родителя, желающего мотивировать своего ребёнка на учёбу, научить его видеть возможности, которые достигаются через учебную деятельность. Алгоритм действий к своим целям и задачам представляет Мария Черемных в представленном видеоматериале
Поведение взрослых как механизм мотивации детей

Как ведут себя взрослые с детьми? Вы задумываетесь о том, как именно вы ведете себя со своим ребёнком? Какую интонацию выбираете, как ведет себя ваше тело, какие слова вы произносите, как действуете? А ведь всё это влияет на восприятие вашего образа ребёнком. Если взрослый кричит, срываясь на визг, краснеет лицом от напряжения, брызжет слюной, машет руками и топает ногами, к нему трудно испытывать уважение. Для сильного человека такое поведение выглядит как жалкое и беспомощное. Для слабого – устрашающе. Но страшно и слабому только в самом начале. Потом возникнет привычка и уже не будет страшно. Есть смысл задуматься о своём поведении и начать его контролировать. Именно такой подход демонстрирует ребёнку ваше уважительное отношение к нему. Уважение – не формально усвоенные правила этикета. Это отношение. А любой человек считывает отношение к себе по поведению другого и возраст здесь совсем не является определяющим фактором.
Видео размышление Марии Черемных «Об уважении между взрослыми и детьми» - наглядная иллюстрация того, как выглядит субъектный подход в отношениях взрослый – ребёнок.
Ещё один важный материал на тему «Варианты восприятия взрослых действий детьми» подготовила Алена Веретенникова в виде карточек.

Правила и наказание – две стороны одной медали

Обратной стороной мотивирования является наказание. Но как возникает наказание? Почему один человек имеет право наказывать другого? Прежде чем рассуждать на эту тему, предлагаем каждому родителю и воспитателю пройти самообоследование о том, как именно вы понимаете суть наказания и какой опыт движет вами в вопросах связанные с использованием этого механизма.
Здесь вы найдёте комплект карточек для самообследования по теме «Наказание как инструмент воспитания»

А если вам не хватает собственной мотивации для организации процесса, посмотрите видео на тему «Наказание и мы: о необходимости самообследования»
И только после того, как вы сделаете самообследование, предлагаем познакомиться с вариантами ответов и понять свое место на условной оси координат между «бить» и договариваться
Посмотрев на себя и собственный опыт в области наказания, можно начать соотноситься со специалистами. В видео «Как мы подходим к наказанию» вы познакомитесь с размышлениями руководителя мастерской эффективной коммуникации Марией Черемных
А каким должно быть наказание?

Одно наказание за один поступок!
Наказание должно быть справедливым. Как обеспечивается справедливость? Наличием правил и конвенций, позволяющих отделить желательное поведение от нежелательного, поступок от проступка, норму от того, что таковой не является. Конечно, есть еще некие традиции, сложившаяся семейная культура – всё это тоже необходимо разъяснять детям. Иначе как они впишутся в сообщество, именуемое словом «семья»?!
Какие правила есть в вашей семье?
Предлагаем поразмышлять о правилах в семье, посмотрев видео Марии Черемных.
Автор видео рассказывает о выборе темы так: «В детстве я часто изводила взрослых своеобразными для ребенка вопросами. Мне всегда было интересно, чего хотят добиться люди, предъявляя к другим какие-то непонятные, а порой просто несуразные требования. Шли годы. Неожиданно много лет моей профессиональной деятельности было посвящено установлению сбалансированных отношений в свободных сообществах. Ну, это когда отношения подвластности очень условны, и никто никого ничем напугать не может. В школе у педагогов есть иллюзия, что оценками и отсылками к родителям/администраторам можно урегулировать отношения и как-то взаимодействовать с детьми. Но это мнение, конечно, ошибочно.
Работая в системе развивающего обучения, затем занимаясь развитием демократических технологий, я точно знаю, что есть понятийная связка, обеспечивающая достаточно равноправную среду и сбалансированные отношения. Связка эта: "правила и санкции". Говоря языком попроще: есть некие действия/обязательства и наказания, если эти действия не выполняются так, как обозначались в соглашении».

Правила и осознанное поведение
Задумывались ли вы в детстве о безграничной власти взрослых над жизнью ребенка?! А во взрослом возрасте к вам приходили такие мысли?
Думается, что множество различных проблем в коммуникации, конфликтов и даже школьная травля возникают на почве непонимания правил, не умения и не желания договариваться (странно желать того, о чем не имеешь представления). Именно поэтому мы хотим обратить ваше внимание на то, что есть правила и чем следует руководствоваться для улучшения качества жизни.
Зачем нам правила? Так чтобы не было самодурства!
Правила предполагают знание всеми сторонами того, как действовать в разных ситуациях. Что можно делать, а чего не стоит? Что будет с теми, кто действует иначе? Всё это должно быть где-то зафиксировано и всеми участниками сообщества понимаемо.
К примеру, формулировка «уважать учителя» не может быть правилом, поскольку не предполагает конкретного универсального (то есть единого для всех) алгоритма действий. Уважение вообще трудно поддаётся наблюдению/отслеживанию и является более сложным для выполнения. Уважение предполагает не только поведенческие проявления, но и определенный набор чувств, отношение, мыслительные процессы и многое другое, чем нельзя управлять относительно другого человека. Отсюда вывод: правила определяют сферу простых поведенческих ситуаций. Для сложных есть конвенции – всеобщие договорённости добровольные, по сути, но выполняемые, поскольку все участники сообщества считают это важным. Уважительное поведение нельзя закрепить в правилах. Оно складывается из единого ощущения и понимания важности тех или иных действий членами сообщества.
Надеемся, что наши карточки помогут вам задуматься о нормах и правилах, о культуре, которая есть вашей семье.

Иные инструменты мотивации
Мотивировать можно очень разными средствами. Хорошие возможности для появления интереса к чему-то является экспертное мнение или личный пример. То есть если родители читают книги, то и дети рано или поздно будут это делать. Аналогично обстоят дела со спортом, учёбой, развитием трудовых навыков и т.п. Помните афоризм: «Не воспитывайте детей. Воспитывайте себя, поскольку в итоге ваши дети будут похожи на вас». Можно дополнить высказывание тем, что дети ещё могут оттолкнуться от родителей, решив для себя никогда так не делать. Но последний путь для сильных и избранных, а в большинстве случаев дети идут по жизни семейными тропами.
Предлагаем вашему вниманию несколько видео на разные темы, где молодой человек обращается к детям из позиции равный равному.
Возможно, такой подход к мотивации подойдёт для вашего ребёнка!

Подводя итоги

Подводя итоги медиакейса хотим отметить основные моменты:
  • Мотивация не возникает на пустом месте. Вдохновение и трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей прорастает на почве сотрудничества детей и взрослых, в условиях, когда у старших есть время и возможности разговаривать с младшими, а дети понимают, что они интересны взрослым.
  • Наказание – не инструмент мотивирования. Мы используем наказание как инструмент корректировки поведения.
  • Важно понимать значимость правил в жизни семьи и школы. Задача родителей - разъяснять детям нормы поведения дома и отслеживать систему правил, которые диктует школа. В идеале разработка правил должна осуществляться коллективно, всеми субъектами деятельности.

Медиакейс подготовлен медиаменеджером АНО ЦСП «Точки роста»

Марией Черемных в рамках проекта "Дела семейные - 2. Поддержка

для родителей и детей из замещающих семей", реализованного

при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края.

Дизайн карточек – Юлия Бухаринова


© Центр социальных практик "Точки роста"
e-mail: rostochky@gmail.com
Made on
Tilda