Некоторые важные моменты внутрисемейного общения
Вопросами развития безопасного и полезного общения мы, команда специалистов АНО ЦСП "Точки роста", занимаемся уже несколько лет. И продолжаем побуждать всех задумываться о том, как мы взаимодействуем друг с другом. Мы не даём рецептов от всех проблем. Мы побуждаем поразмышлять о том, как общаетесь вы, как общаются с вами и попробовать усовершенствовать этот процесс. Умение учиться и развиваться, изменять своё поведение, осваивая новые способы - возможность сделать жизнь лучше, а отношения добрее и качественнее.
Мы рассчитываем, что родители, специалисты, педагоги и другие взрослые, поделятся нашими материалами с теми, кому они сегодня нужны. Верим, что говорить об общении – первый шаг к изменениям. Предлагаем вашему вниманию видео размышление Марии Черемных о важности общения
Как воспринимаются дети взрослыми? Какова ответственность детей в процессе воспитания? Давно размышляем о том, что за многими словами стоит разное понимание смыслов и малое понимание действий, обеспечивающих достижение этих смыслов.
К примеру, мы очень по-разному воспринимаем "родительскую любовь". Если откинуть общие фразы, хочется, чтобы проявление данного чувства сводилось к обеспечению наилучших условий для развития и реализации интересов ребёнка. А на деле бывает по-разному.
Мы часто говорим слово "субъектность" и редко задумываемся о том, в каких действиях она проявляется и какими способами она обеспечивается. А уж о возможности ребёнка иметь какое-то видение того, как лучше его воспитывать мы просто не задумываемся совсем.
Наше видение - размышление об эффектном сотрудничестве детей и родителей. Впрочем, родителя можно заменить на педагога, специалиста и проч., поскольку всем нам, взрослым и опытным необходимо соотносить свои действия с теми, чье поведение мы пытаемся изменить своими действиями.
Размышление о смыслах образа «дети – цветы жизни» и особенностях отношения взрослых к детям:
Рассказываем детям об особенностях поведения взрослых
Рассказываем детям об особенностях поведения взрослых
Решили поразмышлять для детей об особенностях поведения взрослых. Однажды один профессор сказал, что воспитание - всегда манипуляция. Смысл сводился к тому, что взрослые, добиваясь от детей желательного поведения, вынуждены прибегать к уловкам. Иногда нам кажется, что взрослые заигрываются, теряют ощущение реальности. А взрослые думают, что дети трудно управляемы и не бегут выполнять наши команды по первому требованию. А с чего бы детям действовать как люди напрочь лишённые критичности?!
Вспоминая собственное детство, мы заметили, что всем нам - ныне взрослым и компетентным - очень не хватало разъяснений со стороны взрослых. Почему они требуют того или иного действия? Почему ведут себя так или иначе?
Мы попробовали поделиться с подростками теми особенностями поведения взрослых, которые отмечали будучи детьми и старались изменить сами став родителями.
Размышляя о содержании видео для подростков, мы хотели избежать лукавства, манипуляций и назидательного тона. Никаких "мама/папа пожил/а - мама/папа знает"
Смотрите наши видео размышления. Обсуждайте со своими детьми, в семье и в школе. Будем рады комментариям, вопросам, мысля по поводу!

Про желаемое и действительное
Продолжаем делиться нашими размышлениями для детей об особенностях поведения взрослых.
Каждому хочется чуткого отношения к своей прекрасной персоне! Как этого достигать? Именно «достигать», поскольку сей процесс не может быть завершённым. Завоевав чьё-то внимание однажды, мы не имеем гарантий, что нас будут воспринимать с тем же интересом при иных обстоятельствах. Наблюдать чужое поведение, анализировать, задавать вопросы, направленные на уточнение, - всё это помогает влиять на ситуации общения. В школе такому не учат.
Мы готовы помогать разбираться в особенностях общения.
Подборка видео об особенностях поведения - наш вклад в коммуникативную гармонию. Думайте, анализируйте, не стесняйтесь и безопасно общайтесь!
Ложь - фактор, отягчающий общение
Когда мы говорим о важности осознанного поведения и умения держать позицию "взрослый" в различных ситуациях общения, мы стремимся побудить читателей к осмыслению оснований, побуждающих совершать те или иные поступки.
Почему мы врём? Зачем врут наши дети? Как сделать так, чтобы все поняли - врать не целесообразно? Размышляя над этими вопросами, мы сделали серию карточек, отображающих суть вранья, побуждающих к самоанализу и размышлениям.
Убеждены, что работать с любым явлением можно лишь поняв его суть и ответив на важные вопросы, иллюстрирующие его различные свойства, проявления. Мы попробовали представить в краткой форме наше представление о вранье.
Понимания ради мы разобрали несколько жизненных ситуаций, возникающих в жизни подростков. Рассмотрели основания выбора и вывели варианты результатов при выборе соврать и выборе не врать.

Важные навыки для общения в семье

и в школе


Умение отличать факты от мнений
От умения отличать одно от другого зависит не только наша оценка событий и поступков, но и отношение к людям, взгляд на реальность в целом.
Часто трудности в общении сводятся к вопросу: «А можно ли этому человеку доверять?» Ответы на этот вопрос стоит искать в двух плоскостях. Проверять то, что человек говорит на соотношение фактов и мнений. То есть следует с осторожностью доверять человеку, чьи суждения чаще всего строятся на мнениях и есть явное пренебрежение фактами. Мнения – субъективная и хрупкая конструкция. Факты – наша надёжная привязка к реальности. Как это проявляется в семейном общении?
Фраза ребёнка-школьника: «У меня опять двойка по математике, потому что Мария Васильевна меня не любит» делится на факт – наличие двойки и мнение – о нелюбви учителя. Первое очевидно (и относиться к этому стоит спокойно, поскольку уже случилось), второе – спорно и требует дополнительных исследований. То есть вполне может оказаться, что учитель пристрастен в оценивании трудов ребёнка, а может оказаться, что чадо чего-то не делало и двойка заслуженная.
Какое поведение на основе такого анализа должно сложиться? Спокойный разговор о нежелательности подобных оценок и признание необходимости проверить версию ребёнка о пристрастном отношении педагога.
Какие возможны результаты? Спокойный разговор с учителем и принятие мер. Если ребёнок был неправ, стоит поговорить с ним об ответственности и как-то поведенческий продемонстрировать неприемлемость для вас такого поведения. Если ребёнок определил ситуацию верно, признать его правоту и вместе вырабатывать стратегию действий в этой ситуации.
Таким образом умение отличать факты от мнений в повседневном общении, важная часть создания доброжелательной атмосферы в семье.
Умение точно понимать чужие смыслы и интерпретировать поведение
Часто в быту и в профессиональной сфере мы становимся жертвами интерпретаций. Почему жертвами? Ведь чужое или собственное мнение об основании, мотивах, содержании идей и поступков не может принести нам серьёзный вред. Но так только на первый взгляд.
Ошибки в определении мотивов или содержания поведения других людей или своего собственного, часто ведут нас к трудным ситуациям и не способствуют доброжелательному общению.
Что важно понимать родителям для обеспечения более здорового семейного общения?
Мы никогда не можем стопроцентно объяснить мотивы чужого поведения и точно перевести сказанное другим человеком с его языка на язык общих смыслов. Следует стремиться точно и доступным языком формулировать свои мысли. И стараться уточнять смыслы, вложенные в слова другого человека. Владение вопросом: «Правильно ли я понял/а что ты сейчас говоришь о…..(обозначение темы высказывания)?» - ключ к более точной интерпретации, а, значит, к пониманию друг друга. Например, ребёнок кричит: «Жить не хочу! Все меня достали!» Не спешите сразу читать ему или ей лекцию о ценности человеческой жизни. Но пометку себе сделайте. Например, такую: «Когда мы будем в хорошем настроении и в ресурсе, стоит поговорить о красоте мира и ценности человеческой жизни». А пока спокойным тоном, подкрепляя слова дружелюбным поведением (здесь у всех разные границы, поэтому делайте как считаете нужным – обнимайте, усаживайте за стол, уводите в другую комнату, чай наливайте и т.п.), расспрашивайте: «Кто эти все?», «Чем именно достали?», «Как можно помочь?» и проч.
Очень важно отслеживать в общении ярлыки, оценочные и категорические суждения. На смену им лучше использовать слово «версия», делясь своим видением и пониманием коммуникативной ситуации.
Мы предлагаем вам подробнее познакомиться с сутью интерпретации как процесса, важного для общения.
Умение понимать свои и чужие эмоции
Умение понимать и грамотно интерпретировать эмоции существенно облегчает жизнь. Если я понимаю, что какой-то вопрос вызывает у меня раздражение, я повременю с решением этого вопроса. Почему? Потому что решения важно принимать в спокойном состоянии. Часто в жизни нам кажется, что важно делать что-то быстро, а качество – второстепенный критерий. Но если задать себе вопрос: «А что изменится, если я не сделаю этого сейчас?» в большинстве случаев ответ удивит – ничего не изменится или ничего страшного не случится. Однако важно не затягивать с принятием решений и осуществлением их. Затягивание выключает нас из настоящего, уводя наш разум и наши силы в переживание о том, чего никак не случится.
В семье работа с эмоциями – важная часть жизни, помогающая договариваться и радоваться друг другу. Отслеживание эмоций друг друга и умение грамотно (наиболее точно, безопасно, с учётом интересов другого) реагировать на чужие эмоции, обеспечивает более глубокий уровень близости.
К примеру, ребёнок пришёл из школы раздражённым. Нет смысла нападать на него с расспросами сразу. Даже если волнуетесь. Сдержитесь, не делайте усталого человека заложником ваших эмоций. Предложите чаю, отвлеките чем-то приятным и когда успокоится расспрашивайте.

Умение воспитывать друг друга через положительные эмоции
Эмоциональный интеллект - важная составляющая качественной жизни человека и общества.
По мотивам экспертных выступлений Екатерины Селениной мы сделали карточки, позволяющие задуматься о влиянии эмоционального интеллекта и его участии в процессе воспитания и образования.
Наши специалисты, пока общались с Екатериной Вадимовной, провели своеобразную ревизию собственных навыков, полученных под давлением и при негативном эмоциональном фоне. Признаемся честно: есть о чем задуматься!
Любой родитель и педагог стремится влиять на поведение своего воспитанника или воспитанницы. Осознаем ли мы важность эмоций в процессе влияния? Точно не всегда! Возможно, созданные нами карточки позволят вам лучше разобраться в важных педагогических деталях, провести ревизию своих действий и стать более эффективными во взаимодействии с детьми.
Умение общаться со сверстниками

Согласно исследованиям информационного портала "Мел", большинство переживаний родителей в связи с наступлением учебного года относятся к сфере отношений детей со сверстниками.
Мы решили поразмышлять о коммуникативном минимуме, который стоит представлять ребёнку о собственных отношениях в окружающих его детских коллективах.
В нашем видео вы увидите один из возможных путей анализа собственных отношений и коммуникаций. Да, мы разделяем отношения по собственному выбору и отношения по необходимости.
Навык самоорганизации (наличие силы воли)

Часто приходится слышать негодование взрослых: "Как же так?! Ему (или ей) ничего не интересно! Сидит в телефоне. Никуда себя не вытащит. Ничем не интересуется. Вот я-то (или мы-то) в его(ее) годы!..." и долгий мемуарный текст о собственной неимоверной крутизне и сверхактивности.
Хорошо сравнивать себя пожившего с тем, кто в условную реку (сравним детство с рекой) в первый раз заходит. Я в таких случаях спрашиваю негодующих взрослых как у них обстоят дела с занятиями физкультурой и изучением иностранных языков. Сколько лет мы все английский учим? Мало кто из взрослых обладает силой воли, а уж у детей она ещё просто не выросла. Так психиатр Александр Вайнер говорит. И другие специалисты не отрицают. Вот и решил мы поразмышлять о том, как взрослым людям помочь детям силу воли обрести. Смотрите размышление на тему «Как нам вырастить силу воли?»

Умение справляться с чужими претензиями
Как часто вам приходилось (приходится) оправдываться? Ребёнку, находящемуся в заведомо подвластной позиции, объясняться и оправдываться приходится регулярно.
Почему так происходит? Во-первых, взрослые часто воспринимают собственную ответственность как гнёт, а не как возможность. Любое угнетение не порождает счастья и радости. Вот и срываются на более слабых подчинённых. Кстати, если ребёнок чувствует в себе достаточно сил, чтобы противостоять, у него, как правило, всё равно не хватает способов делать это спокойно и свободно.
Во-вторых, у нас есть дурная воспитательная традиция - разбираться в причинах (порой мнимых) вместо того, чтобы жить и действовать сейчас. Когда много лет все вокруг тебя ждут объяснений твоих действий, трудно не "прогнуться под изменчивый мир", став постоянно за всё извиняющимся человеком. При этом те, перед кем извиняются, опять же (часто не осознанно) чувствуют себя некой властью.
Всё это мешает нам, детям и взрослым, выстраивать партнёрские и дружеские отношения. Трудно дружить и сотрудничать с тем, кто постоянно ждёт от тебя объяснений, оправданий.
В предлагаемом вашему вниманию видео, мы рассматриваем варианты действий, помогающих выстраивать общение иначе, в более свободном формате.
Предлагаем к просмотру видео о том, как справляться с чужими претензиями.
Подводя итоги

Высокое качество внутрисемейного общения открывает много новых возможностей всем членам семьи. Чем определяется качество общения в семье?

  • Положительный эмоциональный фон (мы доброжелательны и искренни друг с другом)
  • Наличие содержания (нам есть о чем поговорить)
  • Наличие понятных и соблюдаемых норм и правил, ролей и сценариев (то есть у каждого члена семьи есть представление о том, как поведут себя близкие в той или иной ситуации. При этом не страшно)

Медиакейс подготовлен медиаменеджером АНО ЦСП «Точки роста»

Марией Черемных в рамках проекта "Дела семейные - 2.

Поддержка для родителей и детей из замещающих семей"

при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края.

Дизайн карточек – Юлия Бухаринова, Елизавета Едранова


© Центр социальных практик "Точки роста"
e-mail: rostochky@gmail.com
Made on
Tilda