«Буллинг (школьная травля): действующее нормативное
правовое регулирование и программные документы»
Понятие «буллинга» (травли) не определено в законодательстве Российской Федерации; вместе с тем, действующие правовые нормы закрепляют права граждан, в том числе участников образовательных отношений, на защиту в ситуации буллинга и дают основу для организации деятельности по его профилактике и преодолению.
Право каждого человека на уважение личности и человеческого достоинства закреплено в Конституции Российской Федерации: достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1 статьи 21); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21).
В силу нормы пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребёнка.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет правовые основания для антибуллинговой деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 закона, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения.
В главе 4 закона определены права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе право обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (пункт 9 части 1 статьи 34) на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34), обязанность обучающихся уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися (пункт 4 части 1 статьи 43).
Частью 3 статьи 43 закона устанавливается, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (пункты 2 и 3 части 6 статьи 28 закона). На образовательные организации возлагается ответственность за обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в указанных образовательных организациях (пункт 8 части 1 статьи 41 закона).
Таким образом, поскольку буллинг (травля) выходит за пределы разовых или регулярных конфликтных отношений, существенным образом нарушает физическую и психологическую безопасность пребывания ребенка в образовательной организации, связан с унижением его человеческого достоинства, внедрение и реализация модели противодействия школьному буллингу должно рассматриваться как важнейший инструментом исполнения обязанностей образовательной организации, прямо предусмотренный законодательством об образовании.
Ряд правовых механизмов уже определены самим законом. Так, в целях защиты прав обучающихся статья 45 закона предусматривает механизм обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
В ситуации нарушения обучающимися действующих норм, закон предусматривает также меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 4 статьи 43).
В соответствии с частью 8 статьи 43 закона, по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, в том числе неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата, и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вместе с тем, поскольку необходимые антибуллинговые мероприятия не сводятся к урегулированию споров и привлечению к дисциплинарной ответственности, важно осуществлять на основе системного подхода и иные направления работы, в том числе информационной, профилактической, помогающей.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций такие программы и методики (пункт 5 части 1 статьи 14).
Отдельно законодательством Российской Федерации урегулированы возможные правовые последствия деяний, которые в ряде случаев могут быть следствием буллинга (травли).
Статьями 1073, 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним, возлагается на его родителей (усыновителей) или опекунов, что позволяет потерпевшему принять меры по возмещению вреда в рамках гражданского процесса.
Также, по мнению Министерства просвещения Российской Федерации, уголовно-правовые признаки буллинга охватываются положениями следующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации:
Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
Статья 213. Хулиганство.
А в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административная ответственность наступает:
за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 6.1.1);
за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности (статья 5.61).
Положения о необходимости работы по противодействию буллингу (травле) содержатся в ряде распорядительных и программных документах, принятых (изданных) федеральными органами государственной власти:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года»)
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.2. Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)