СТАТЬЯ
Мониторинг эффективности мероприятий по созданию поддерживающей среды и противодействию буллингу


- Грехова Светлана Анатольевна, эксперт АНО Центр социальных практик «Точки роста» (Пермь)

- Селенина Екатерина Вадимовна, председатель Совета Некоммерческого благотворительного фонда «Надежда» (Владимир)

- Титкова Ольга Станиславовна, директор АНО содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта» (Самара)

Цель (цели) технологического блока (далее Т-блока)
Обеспечение полной, релевантной и своевременной оценки качества проводимых мероприятий при взаимодействии образовательных учреждений и некоммерческих организаций в рамках сотрудничества по созданию поддерживающей среды в образовательном учреждении.

Целевая группа (целевые группы)
Руководители образовательных организаций (далее - ОО), заместители директоров по ВР, специалисты социально-психологических служб ОО; специалисты ресурсных центров, НКО, городских психологических служб, работающих с ОО по тематике буллинга; руководители, специалисты органов управления образования.

Краткое описание деятельности по Т-блоку рамках Модели
Для подтверждения результативности деятельности в рамках реализации проекта «КОНСТРУКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)» была составлена Программа мониторинга результативности мероприятий по внедрению Модели.
Как составляющая Итогового пакета документов по проекту программа мониторинга служит инструментом для оценки результативности деятельности в образовательном учреждении, где внедряется вышеупомянутая Модель. При этом использование данной программы возможно и в качестве альтернативы имеющимся инструментам для самообследования при работе по созданию безопасной среды в образовательном учреждении.

Основные понятия
Мониторинг – система наблюдения за процессом внедрения Модели, проводимая регулярно с использованием единого инструментария и направленная на оценку динамики процесса за счет сравнения полученных результатов с запланированными, либо с результатами предыдущих этапов.

Результаты – итоги деятельности, достигнутые в процессе внедрения Модели. Результаты могут быть запланированными, т.е. характеризующими достижение цели деятельности, либо фактическими, характеризующими ситуацию на данный момент времени.

Показатели – наиболее значимые свойства, признаки, характеристики результата, доступные наблюдению, измеряемые количественно с возможностью фиксации, интерпретируемые однозначно всеми участниками процесса внедрения Модели.

Содержание деятельности в рамках Т-блока
Мониторинг результативности мероприятий по внедрению Модели обеспечивает возможность:
- систематического отслеживания и анализа эффективности антибуллинговых мероприятий, проводимых в сотрудничестве с некоммерческими организациями при внедрении Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле), направленных на последовательное формирование нетерпимости к буллингу у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);
- оценки эффективности действий и мероприятий в рамках воспитательной программы образовательного учреждения по формированию поддерживающей среды;
- отслеживания и оценки ситуации по профилактике и организации помощи в случаях буллинга в данном образовательном учреждении.

Значительная часть показателей результативности мероприятий в рамках внедрения Модели связана с оценкой знаний, умений и навыков распознавания и реагирования в ситуации буллинга педагогов, детей, родителей и административных команд образовательных учреждений, которые определяются на основе данных анкетирования, опросов, наблюдений. Также анализируется деятельность антибуллинговой команды по планированию и реализации антибуллинговых мероприятий, в т.ч. проводимых совместно с представителями Ресурсного центра, некоммерческих организаций.

Мониторинг ведется по трем основным направлениям внедрения Модели: информирование, профилактика и оказание помощи в ситуации буллинга. Также оцениваются условия, благоприятствующие успешному внедрению Модели, т.е. инфраструктура для внедрения Модели.

1. ИНФОРМИРОВАНИЕ
Целью информирования является просвещение родительской общественности и специалистов школы по вопросам ненасильственного воспитания и обучения; формирование нетерпимости к травле, осведомление о школьной политике работы с буллингом всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Результатами информирования являются:
• Регулярное информирование всех сотрудников школы и семей о политике образовательного учреждения в отношении насилия над детьми, в том числе буллинга;
• Знание педагогами своих функций и ответственности в случае выявления буллинга;
• Умение учеников данной школы распознавать и реагировать на ситуацию буллинга, знание, куда и как обращаться за помощью в ситуации травли;
• Понимание родителями учеников своей зоны ответственности и роли в предотвращении в случае ситуации буллинга, знание, куда и как следует обратиться за помощью в ситуации травли ребенка.

Исходя из планируемых результатов, можем выделить следующие важные показатели, характеризующие эффективность мероприятий, направленных на информирование по теме буллинга:
1) Количество человек, информированных о школьном порядке противодействия буллингу. Здесь уместно указать отдельно количество каждой группы – участника образовательного процесса, а именно дети, педагоги, административная команда школы, родители. Данные, характеризующие данный показатель, собираются на основе регистрационных материалов с проведенных мероприятий. Для максимальной результативности охват проинформированных должен быть сплошным. Такой показатель желательно достигнуть к окончанию процесса внедрения Модели, на промежуточных этапах мониторинга показатели сравниваются с показателями предыдущего этапа для понимания динамики внедрения Модели;

2) Доля информированных, разделяющих антибуллинговые ценности. Здесь также речь идет о каждой группе участников образовательного процесса. Сведения собираются при помощи анкетирования, опросов, интервьюирования, наблюдения. Следует отметить, что чем выше количество человек, разделяющих антибуллинговые ценности, тем успешнее осуществляется создание поддерживающей и безопасной среды в школе;

3) Доля информированных, знающих, куда обращаться за помощью в случае буллинга. В данном случае речь идет о детях, педагогах, родителях, сведения собираются при помощи анкетирования, опросов, интервьюирования, наблюдения. Важно, когда все участники образовательного процесса понимают, куда они могут обратиться за помощью в ситуации травли;

4) Регулярность проведения мероприятий, направленных на информирование всех участников образовательного процесса. Для каждой группы участников образовательного процесса этот показатель имеет свою величину, которая обусловлена психологическими особенностями восприятия и усвоения информации. Для детей информирующие мероприятия желательно проводить один раз в месяц, для специалистов, работающих в школе – один раз в 3 месяца.

2. ПРОФИЛАКТИКА
Цель профилактики - формирование базовых антибуллинговых умений и навыков у детей и взрослых (педагогов, специалистов, родителей) в целях снижения риска опасного поведения школьников.
Результатами профилактических мероприятий является:
Рост числа обращений, связанных с инцидентами и случаями предполагаемого риска буллинга к учителю, в Антибуллинговую команду или в Ресурсный центр;
Преобладание непродолжительных по времени случаев буллинга среди общего числа выявленных случаев (сроком до 1 месяца);
Активное участие педагогов при выявлении случаев буллинга, открытое обращение в случае необходимости за помощью в антибуллинговую команду, ресурсный центр.
Исходя из планируемых результатов, можем выделить следующие важные показатели, характеризующие эффективность мероприятий, направленных на профилактику буллинга:

1) Изменение числа обращений по поводу инцидентов и случаев предполагаемого риска буллинга в сравнении с предыдущим этапом/начальным этапом работы. На первых этапах деятельности отмечается рост числа таких обращений, что связано с повышенным вниманием и формирующейся активной позицией по отношению к насилию всех участников образовательного процесса). Сведения по данному показателю получены методом изучения и сравнительного анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга;

2) Количество обращений по поводу инцидентов и случаев предполагаемого риска буллинга, из них
  • Количество случаев буллинга, выявленных при реагировании на данные обращения, из них
  • Доля обращений педагогов школы по ситуации буллинга от общего числа выявленных случаев буллинга.
На первых этапах деятельности отмечается рост числа таких обращений, что связано с повышенным вниманием и формирующейся активной позицией по отношению к насилию всех участников образовательного процесса, отдельно здесь необходимо выделить педагогов, т.к. именно они максимально контактируют с детьми. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга;

3) Доля случаев кратковременного буллинга (длительностью до 1 месяца) от общего числа выявленных случаев буллинга. Рост этого показателя свидетельствует о свовременном реагировании на возникновение новых случаев травли. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга;

4) Доля случаев кратковременного буллинга (длительностью до 1 месяца) от общего числа выявленных случаев буллинга. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга, а также методом опроса (интервью с жертвой буллинга, опрос участников и наблюдателей). Здесь важно сочетать эти методы получения информации с целью избежать формального подхода и получить информацию из нескольких источников для объективной оценки ситуации;

5) Количество классов, где совместно с детьми сформулированы и внедрены правила противодействия буллингу. Сведения получены через наблюдение, анкетирование, опросы;

6) Доля специалистов школы, различающих конфликт, травлю, различные правонарушения. Сюда относятся педагоги и административная команда школы, сведения собираются при помощи анкетирования, опросов, интервьюирования, наблюдения;

7) Доля педагогов, участвовавших в мероприятиях, направленных на восстановление и поддержку ресурсов учителей. Сведения собираются при помощи анкетирования, опросов, интервьюирования, наблюдения, анализа планов учебно-методической деятельности. Разнообразие применяемых методов при работе с данным показателем также позволяет избежать формального подхода и получить информацию из нескольких источников для объективной оценки ситуации.


3. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В СЛУЧАЕ БУЛЛИНГА
Цель данного направления деятельности - обеспечение школьной поддержки и профессиональной помощи (в том числе экстренной) ученикам, родителям и педагогам, затронутым ситуацией буллинга.

Результатами деятельности по данному направлению являются:
• Оказание своевременной, профессиональной, всесторонней помощи детям, затронутым ситуацией буллинга, в соответствии с действующим в рамках школы Алгоритмом (порядком) оказания помощи в ситуации травли;
• Создание условий для возможности обращения к профессиональной помощи в Антибуллинговую команду и в ресурсный центр по поводу ситуаций буллинга для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
Исходя из результатов, можем выделить следующие важные показатели, характеризующие эффективность оказания помощи в случае буллинга:
1) Количество урегулированных случаев буллинга силами специалистов школы, в том числе успешно урегулированных и урегулированных путем перевода ребенка в другой класс/другую школу. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга. Рост количества успешно урегулированных случаев буллинга свидетельствует об успешности внедрения Модели;

2) Количество обращений за помощью в Ресурсный центр / партнерскую организацию – службу психологической поддержки. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга. В случае повышения уровня антибуллинговой компетентности специалистов школы данный показатель будет снижаться при прочих равных условиях;

3) Количество жалоб в образовательную организацию, вышестоящие и правоохранительные органы на неоказание педагогом помощи ребенку, пострадавшему от буллинга. Сведения получены методом изучения и анализа документов системы фиксации и оценки работы со случаями буллинга, входящих документов школы. К подсчету принимаются официально зарегистрированные жалобы.

4. СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ
Основная цель функционирования инфраструктуры – создание механизмов объединения ресурсов НКО, органов власти, государственных учреждений, образовательных организаций и гражданского общества для эффективного противодействия буллингу. Создание инфраструктуры проекта позволяет обеспечить следующие результаты:
Создание устойчивой структуры партнерских взаимоотношений государственных и некоммерческих организаций, направленных на противодействие буллингу;
Оказание специалистами Ресурсного центра профессиональной, комплексной и всесторонней поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса;
Разработка нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей институционализации проводимой политики школы в отношении насилия над детьми, в том числе буллинга, претворение этой политики в жизнь.

Исходя из результатов, можем выделить следующие важные показатели, характеризующие результативности деятельности по созданию безопасной среды в образовательном учреждении:
1) Количество субъектов взаимодействия со школой в противодействии буллингу;

2) Наличие договора/соглашения с Ресурсным центром и плана внедрения/реализации антибуллинговой Модели с указанием ролей и функций всех участников процесса;

3) Количество педагогов, обученных специалистами Ресурсного центра;

4) Количество проведенных специалистами Ресурсного центра супервизий/консультаций для педагогов/административной команды школы;

5) Количество совместно проведенных антибуллинговых мероприятий специалистами Ресурсного центра и педагогами/административной командой школы;

6) Наличие документов, утверждающих антибуллинговую политику школы;

7) Наличие действующей Антибуллинговой команды;

8) Наличие утвержденных Алгоритмов фиксации и реагирования на ситуации буллинга;

9) Наличие/проведение включенных в планы работ антибуллинговых мероприятий.

Для получения сведений по данным показателям необходимо проанализировать нормативно-правовую и нормативно-методическую базы школы, документы о взаимодействии образовательного учреждения с Ресурсным центром, календарь мероприятий с участием других организаций. Также возможны использование наблюдения и опроса участников образовательного процесса, что поможет избежать формальности получаемых сведений.

Разработанная система показателей приведена в Таблице 1.

Таблица 1. Система показателей Мониторинга результативности внедрения

антибуллинговой Модели

Организационные основы деятельности в рамках Т-блока.
Для получения целостной и объективной картины изменения основных показателей результативности внедрения Модели необходимо проводить мониторинг регулярно, рекомендуемый временной интервал между проведением измерений составляет 3 месяца. Обязательными являются замеры основных показателей в начале и конце планируемой деятельности.

Показатели в случае проведения внутришкольного мониторинга могут выражаться в абсолютных числах. Для сравнения показателей различных образовательных учреждений необходимо перевести абсолютные цифры в относительные показатели (проценты или доли) путем соотнесения их с общей численностью учашихся/педагогического состава данного образовательного учреждения.

Для проведения мониторинга необходимо заполнить чек-лист (Приложение 1), где в графе «Факт» указать показатели, полученные в текущем периоде, в графе «Было» - показатели предыдущего периода.

При анкетировании остро встает вопрос объема выборки, т.е. количества опрашиваемых человек. Для максимально точного результата рекомендуется проводить сплошное исследование, т.е. желательно, чтобы на вопросы ответили все участники образовательного процесса, к которым относится исследуемый показатель.
Анкетирование возможно проводить путем выдачи бумажных вариантов анкет, либо создания интерактивной опросной формы (например, Google – формы) и приглашением пройти опрос онлайн. Анонимность опроса повышает искренность ответов и количество заполненных / возвращенных анкет.

Предупреждения и рекомендации.
Рекомендуем проводить исследование на регулярной основе с применением одинаковой системы показателей. Это позволит более наглядно продемонстрировать динамику внедрения антибуллинговой Модели в деятельность образовательного учреждения. Предложенные плановые показатели характеризуют максимальную степень внедрения Модели в деятельность школы.

Для координации деятельности по созданию поддерживающей образовательной среды рекомендуем сравнивать уровень показателей в текущем периоде с показателями прошлого периода, что наглядно характеризует динамику процесса и позволяет оперативно реагировать в случае возникновения сложностей при внедрении.

Чек лист мониторинга (приложение)

Школа ___________________________________

Дата заполнения_____________________________

.

© Центр социальных практик "Точки роста"
e-mail: rostochky@gmail.com
Made on
Tilda