Правила и осознанное поведение
Задумывались ли вы в детстве о безграничной власти взрослых над жизнью ребенка?! А во взрослом возрасте к вам приходили такие мысли?
Думается, что множество различных проблем в коммуникации, конфликтов и даже школьная травля возникают на почве непонимания правил, не умения и не желания договариваться (странно желать того, о чем не имеешь представления). Именно поэтому мы хотим обратить ваше внимание на то, что есть правила и чем следует руководствоваться для улучшения качества жизни.
Зачем нам правила? Так чтобы не было самодурства!
Правила предполагают знание всеми сторонами того как действовать в разных ситуациях. Что можно делать, а чего не стоит?
Что будет с теми, кто действует иначе? Всё это должно быть где-то зафиксировано и всеми участниками сообщества понимаемо.
К примеру, формулировка «уважать учителя» не может быть правилом, поскольку не предполагает конкретного универсального (то есть единого для всех) алгоритма действий. Уважение вообще трудно поддаётся наблюдению/отслеживанию и является более сложным для выполнения. Уважение предполагает не только поведенческие проявления, но и определенный набор чувств, отношение, мыслительные процессы и многое другое, чем нельзя управлять относительно другого человека.
Отсюда вывод: правила определяют сферу простых поведенческих ситуаций. Для сложных есть конвенции – всеобщие договорённости добровольные, по сути, но выполняемые, поскольку все участники сообщества считают это важным. Уважительное поведение нельзя закрепить в правилах. Оно складывается из единого ощущения и понимания важности тех или иных действий членами сообщества.
Надеемся, что наши карточки помогут вам задуматься о нормах и правилах, о культуре, которая есть вашей семье. И сделать жизнь лучше, легче, безопаснее и свободнее.