ПРОЕКТ
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ 2
Поддержка для родителей и детей
из замещающих семей
(срок реализации 01.10.2022 – 30.09.2023)


По состоянию на начало 2022 года в Пермском крае проживает более 2000 замещающих семей. В 2020 году здесь зафиксировано 106 случаев возвратов детей из замещающих семей. под опеку государства. Из них 19 – по инициативе органов опеки и попечительства, 86 – по инициативе приемных родителей. В 2021 году ситуация усугубилась: 267 возвратов, 162 – по инициативе приемных родителей. (смотреть)

Причинами возвратов детей становится кризис взаимоотношений в семье, эмоциональное выгорание приемных родителей, их неумение решать конфликтные ситуации. Чаще всего замещающие семьи возвращают детей в подростковом возрасте, когда конфликты между родителями и детьми становятся наиболее острыми (подробнее)

Проблема эмоционального «уплощения» замещающих родителей, когда фокус внимания направлен на удовлетворение физиологических потребностей приемного ребенка, а эмоциональные контакты сводятся к минимуму для проявления удовлетворения или недовольства происходящим, возрастное и ценностное дистанцирование, а также дефицит поведенческих моделей, особенно характерные для кровных опекунов старшего поколения (бабушки и дедушки), бедность средств эмоционального репертуара в межличностных отношениях, - все это является существенными факторами риска со стороны приемных родителей в выстраивании межличностных отношений с ребенком, принятым на воспитание в семью. С другой стороны, дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, плохо понимают свои эмоциональное и физическое состояния; обладают низкой способностью произвольно его изменять; редко чувствуют состояния других людей, не понимают их, не всегда поступают в соответствии с ситуацией себе во благо и без ущерба для других. Все эти навыки осознанного поведения не развиты в связи с трудностями осознания себя, своей роли в семье и социуме, что является последствием травмы утраты связи с кровными родителями.

Наши специалисты считают, что именно отсутствие либо недостаточная сформированность навыков осознанного поведения у детей, принятых на воспитание в замещающие семьи, является основным фактором, препятствующим созданию и развитию качественных межличностных отношений, которые обеспечивают успешную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье и социуме. Наше мнение подтверждается исследованием специалистов Казанского федерального университета (подробнее).

В сегодняшних условиях нестабильности и пандемии, которые можно охарактеризовать через критерии травматической ситуации: непредсказуемость, изменчивость, нелогичность, неопределенная временная протяженность и летальная опасность, - в еще большей степени страдает и нарушается способность к межличностному взаимодействию в замещающих семьях. Негативные процессы ускоряются, этому способствует ряд факторов, таких как скученность пребывания, проявления усталости, внешнее состояние неопределенности, разнонаправленность информации. На нормативные кризисы, возникающие в замещающей семье и у отдельных ее членов, накладываются ненормативные, связанные с угрожающими внешними, непредсказуемыми факторами. Здесь важна помощь и поддержка специалистов, применяющих практики, насыщенные приемами индивидуализации, вариативными методами построения надежного контакта, способами оказания помощи очно или заочно. Такие методы позволяют работать точно по запросу, возникающему в данный момент у конкретной замещающей семьи, с учетом всех индивидуальных нюансов и особенностей ситуации и ее участников, что позволяет максимально повысить качество оказываемой помощи.

Опыт системной, планомерной, пролонгированной работы с группами поддержки для замещающих семей, направленной не только на помощь при решении возникших сложностей, но и на восстановление способности семьи самостоятельно справляться с кризисными ситуациями, уникален для города Перми. Практика показывает, что для детей, тем более подростков, не часто проводятся пролонгированные группы продолжительностью более полугода. При этом именно длительная работа позволяет необходимым позитивным изменениям встроиться в их систему поведения и личности.

Первая группа поддержки из 12 приемных родителей была проведена в 2019 году в рамках проекта «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях». Тогда эта работа имела успех, так был написан самостоятельный проект «Дела Семейные. Группа поддержки для замещающих родителей», помощь была оказана 31 замещающему родителю. Практика показала, что необходимо работать и с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Спрос на такой вид поддержки достаточно высок, о чем свидетельствуют регулярные запросы от замещающих родителей. Поэтому мы продолжаем деятельность в этом направлении в рамках нового проекта.

Проект «Дела семейные - 2. Поддержка для родителей
и детей из замещающих семей» направлен на повышение уровня адаптации детей в замещающих семьях и снижение риска повторного возврата детей
Основные целевые группы (ЦГ) проекта - 30 приемных родителей и 10 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Мы впервые набираем группу детей
в возрасте от 12 до 18 лет, т.к. сложности протекания этого возраста - часто основная причина возврата детей из замещающих семей, что подтверждено исследованием Фонда «Бюро добрых дел» (подробнее). В проекте предусмотрено проведение групп поддержки
и индивидуальные консультации для ЦГ.

Для формирования групп поддержки проводится анкетирование, индивидуальное входное собеседование с применением методики оценки риска дезадаптации ребенка
в замещающей семье. Формируется 4 группы поддержки по 10 человек: 3 группы
для родителей и 1 группа для подростков, участие в проекте на регулярной основе.

Для каждой группы создается своя программа работы, исходя из выявленных проблем. Занятия проходят в течение 8 месяцев (с октября по май), встречи по 2 раза в месяц.
Для сохранения доверительной, теплой и одновременно рабочей атмосферы в группе,
т.к. каждый участник группы поддержки имеет свой опыт неотреагированных тяжелых переживаний и травм, необходимо 2 соведущих, между которыми будут распределяться обязанности по ведению группы: отслеживание состояния участников, стабилизация эмоционального фона, демонстрация умения вести дискуссию как образец для представителей ЦГ. Также для каждого участника предусмотрены индивидуальные консультации.

Особенность нашей работы в этом проекте в том, что работа внутри групп планомерна
и систематизирована. Используется не реактивный (реагирование на случившееся),
а проактивный подход, т.е. работа с выявленными дефицитами с целью их нивелирования
и профилактики сложных и кризисных ситуаций в семье. Программа ведения группы уточняется, корректируется и дополняется в зависимости от общей динамики группы после каждого занятия.

Дополнительно в проекте предусмотрено оказание помощи обратившимся представителям ЦГ, не участвующим в группах, в форматах диагностики, консультаций.

Также мы планируем обширную просветительскую деятельность с целью бóльшего охвата ЦГ. Ежемесячно с января по сентябрь на основе выявленных типичных и наиболее часто встречающихся запросов от участников групп запланировано создание по 3 видео ролика и по 2 набора карточек «кейс стади» с разбором и решением трудных ситуаций внутрисемейной коммуникации для детей (по возрастам) и родителей ЦГ. Размещение материалов будет происходить на собственных и партнерских интернет-ресурсах,
что позволит как минимум, еще в 1300 замещающих семей г Перми снизить риск повторного сиротства.

© Центр социальных практик "Точки роста"
e-mail: rostochky@gmail.com
Made on
Tilda